сенсорная интеграция что это

Сенсорная интеграция

Нарушения сенсорной интеграции относятся к расстройствам в восприятии таких стимулов, как зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Аномалии в сенсорных процессах могут проявляться у детей в возрасте от 3 до 7 лет. Как выявить такие отклонения у ребёнка? Существует ли проверенный способ поддержания правильного сенсорного развития?

Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция — это процесс организации сенсорных впечатлений, который начинается уже во внутриутробной жизни. Благодаря правильному процессу сенсорной интеграции мы можем правильно реагировать на стимулы, получаемые нашими органами чувств. Сенсорная интеграция включает в себя зрение, обоняние, слух, осязание (тактильные ощущения) и вкус. К сожалению, в некоторых случаях может возникнуть какое-либо расстройство. Какой вклад может внести сенсорная интеграция в развитие таких аномалий?
Сенсорные аномалии могут возникнуть в результате повреждения слуха, развития дефекта зрения или повреждения органов, воспринимающих ощущения. Сенсорные аномалии могут значительно снизить качество жизни ребёнка и повлиять на его взрослую жизнь. Как распознать нарушения сенсорной интеграции? Существует ли эффективный способ лечения расстройств сенсорной интеграции?

сенсорная интеграция что это

Симптомы расстройства сенсорной интеграции

Родителям необходимо очень внимательно наблюдают за своим ребёнком в первые месяцы и годы жизни. Это позволит заметить появление определённых отклонений. Ниже перечислены симптомы и поведение ребёнка, которые могут указывать на появление расстройства сенсорной интеграции.

• Появление затруднений или полное отсутствие младенческих рефлексов.
• Чрезмерное возбуждение, гиперактивность.
• Вялость, низкий уровень энергичности.
• Недостаточный мышечный тонус, приводящий к неустойчивости.
• Нарушение зрительно-моторной координации.
• Нарушенный праксис.
• Быстрая потеря сил, нежелание заниматься физической активностью.
• Нарушения в деятельности, связанной с координацией зрения и слуха.
• Проблемы с мелкой моторикой.
• Сенсорная гиперчувствительность или отсутствие чувствительности к раздражителям — слишком сильная или, наоборот, отсутствующая реакция на яркий свет, прикосновения, звуки, запахи. В таких ситуациях ребёнок может, например, искать близости, сильно обнимаясь, или вообще избегать её. То же самое может произойти и с шумами. В этом случае реакцией может быть даже сильный плач ребёнка.
• Задержка речевого развития.
• Появление трудностей в чтении, письме, рисовании.
• Проблемы в установлении отношений со сверстниками — агрессия, замкнутость.
• Эмоциональная нестабильность, снижение самооценки и самоуважения.
• Проблемы с концентрацией, организацией собственной работы, счетом, а также с восприятием и вниманием.
• Проблемы с равновесием, частое спотыкание, даже на ровном месте.
Родители, заметившие у своего ребёнка хотя бы некоторые из вышеперечисленных симптомов, указывающих на появление сенсорного расстройства, должны обратиться к педиатру. Если педиатр сочтёт это целесообразным, он направит родителей в психологическую службу.

сенсорная интеграция что это

Диагностика нарушения сенсорной интеграции (СИ)

Расстройства сенсорной интеграции диагностируются психологом. Тест на сенсорные расстройства — это инструмент, который позволяет специалисту поставить правильный диагноз. Если вы заметили у конкретного ребенка более одного из симптомов, перечисленных в предыдущем подзаголовке, стоит проконсультироваться с СИ-терапевтом. Диагностика расстройства сенсорной интеграции у детей в возрасте до 3 лет основывается главным образом на наблюдении за действиями ребенка при выполнении определенных действий. Если ребёнок старше 4 лет, будут проведены анализы. Чтобы поставить диагноз, специалист должен встретиться с ребенком минимум три раза.
Быстрое начало СИ-терапии даст видимые результаты за относительно короткое время. СИ-терапевт поможет вашему ребенку достичь правильной сенсорной интеграции, что позволит избежать многих проблем в детском саду, школе и со сверстниками. Ребёнок также избежит в будущем проблем с вниманием, обучением и координацией.

Лечение нарушений сенсорной интеграции (СИ)

Как уже упоминалось выше, лечение нарушений сенсорной интеграции основано в первую очередь на СИ-терапии. Если родители замечают у своего ребёнка симптомы, которые могут указывать на начало сенсорного расстройства, они должны знать, что проблема не пройдет сама по себе. Необходимо проконсультироваться со специалистом в этой области. СИ-терапия направлена на улучшение сенсорных ощущений с помощью упражнений, игр и движений, вызывающих сенсорные реакции. СИ-терапевт обладает опытом в области поведенческих и неврологических наук, а программа терапии разрабатывается с учетом индивидуальных потребностей маленького пациента. Благодаря контролируемой стимуляции сенсорных впечатлений, терапия помогает улучшить сенсорную интеграцию и компенсировать дефицит. Регулярное участие в СИ-терапии позволяет уменьшить или даже полностью преодолеть такие проблемы, как сенсорная гиперчувствительность или снижение сенсорной чувствительности (гиппочувствительность). Родители ребёнка присутствуют на сеансах с терапевтом, чтобы наблюдать за ходом терапии. Участвуя в терапии, родители учатся, как играть с ребёнком дома, чтобы их малыш мог получить ещё больше пользы.
В кабинете СИ-терапевта есть ряд приспособлений, которые позволяют проводить сеансы. К ним относятся стойки, качели, батуты, гамак, а также оборудование для стимуляции вестибулярной и проприоцептивной систем. Благодаря такому разнообразию ребёнок не скучает и занимается во время каждого занятия.

сенсорная интеграция что это

Основная задача СИ-терапии — обеспечить ребёнка во время его двигательной активности соответствующим количеством сенсорных стимулов, что улучшает интеграцию стимулов, поступающих к ребёнку из окружающей среды, а также от его тела, и вызывает соответствующую адаптивную реакцию. СИ-терапия состоит из занятий и двигательных упражнений, которые стимулируют отдельные сенсорные системы. В этой терапии используется специализированное оборудование, такое как: подвесные платформы, гамаки, скейтборды, балансборды, а также материалы с различной текстурой для тактильной стимуляции, материалы для визуальной, обонятельной, вкусовой стимуляции и т.д. Упражнения должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и способностям ребенка, они не должны быть слишком легкими или слишком трудными (балансируя на пределе возможностей ребенка). Важно, чтобы ребёнок охотно принимал участие и чувствовал, что он вносит свой вклад в занятия с терапевтом. Во время занятий мы не обучаем новым навыкам, а укрепляем лежащие в их основе нейронные процессы, и навыки появятся сами собой. СИ-терапия улучшает работу центральной нервной системы ребёнка и изменяет его поведение в двигательной сфере (развивает правильный мышечный тонус и двигательную координацию), эмоциональной сфере, улучшает языковые и когнитивные навыки и, прежде всего, повышает успеваемость ребёнка.

Понравилась наша статья? Поделитесь с друзьями:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top